12.09.2017-2.10.2017. Черногория (и немного Албании и Боснии)

Дата поездки 12.09-02.10.2017;
Количество путешественников — 5;
Апартаменты забронировали на Airbnb. Стоимость — 74643.13₽ (только 1 квартира) на 20 ночей;
Билеты — Стоимость — 43 714 Руб/2 чел туда-обратно. Без еды и багажа 🙂

Летим!

Расходы на 21 день в Черногории, Албании и Боснии и Герцеговине ~ 100 000 руб/2 чел. (сюда вошли аренда автомобиля на 19 дней. Стоимость — 500 евро)

К этому трипу мы почти не готовились, так как не нужно было подавать документы на визу. Черногория давно манила нас и мы решили, что было бы круто совместить отдых с работой. На том и порешили. Договорились ехать на 3 недели. Кинули клич в свою приватную группу в Vk и заарканили своих друзьей — молодую семью с 6 месячным ребенком 🙂

Середина сентября оказалась просто замечательным периодом для визита в Черногорию. Отдыхающих немного, пляжи пустые. Вся Черногория с ее великолепными видами так и зовет погрузиться в свою пушистую зелень, теплое соленое море и побродить по каменным городам, которые незаметно заканчиваются там, где начинается новый городок с еще более живописными видами.

Несмотря на то, что площадь Черногории всего 13 812 км², эта страна невероятно богата на скопление удивительных мест. Такая маленькая, но столько всего можно посмотреть. За свои 21 день отдыха, из которых 50% пришлись на почти безвылазную работу в наших шикарных аппартаментах, мы успели побывать почти во всех городах Черногории, посетить заповедники и даже заехать в Албанию и Боснию и Герцеговину 😀

Из архивов:

Прилет в Черногорию. Прямых рейсов не было, поэтому по традиции летели через самый нелюбимый нами город — Москву сити. Дальше пересадка и мы оказались в Тивате.

В Черногории всего 2 аэропорта, один в столице — Подгорице, а второй — в Тивате. Мы заранее бронировали жилье в Тивате, чтобы никуда не ездить и нисколько не пожалели. Тиват настолько тихий город, что первое время было даже страшновато. Выходишь на свой огромный балкон, а за бортом горы, море и тишинаааа. Ни людей, ни машин 🙂 Мы не гнались за развлечениями, поэтому Тиват оказался отличным местом для таких старперов, как мы.

В первый день особых планов не было, мы пешочком дошли до знаменитого шикарного порта «Porto Montenegro». Владельцы этой красоты очень богатые люди, фамилии которых у меня ассоциируются лишь с Рокфеллерами.

2017-09-12 11.51.27
Кусочек Черногории
Тот самый Porto Montenegro

Либо мне так не хватает Азии в моей жизни, либо и впрямь улицы и погода в Черногории, на середину сентября, напоминали мне погоду во Вьетнаме. Вот Европой там и не пахнет 🙂 С черногорцами на английском болтать бесполезно, на русском понимают прекрасно. С одной стороны — это плюс, с другой, я просто чахла без моей практики английского целых 21 день. Зато нашим, русским, здесь очень комфортно 🙂

Для особо активных «спортсменов» Черногория будет настоящим раем. Я просыпалась в районе 4:30-5:30 утра (в Казани в это время было уже 5:30-6:30) и могла с удовольствием бегать, прыгать и заниматься всем чем только можно, имея при себе лишь BlackRoll и элластичные фитнес-резинки. Всегда хотела попробовать такую жизнь 😀 А сами черногорцы совсем неспортивные люди. Я видела лишь пару бегунов, одним из которых был наш друг 😀

По приезду мы арендовали авто. И нам очень повезло с хозяйкой апартаментов, которая помогла найти отличную машину по довольно приемлемой цене. На протяжении 20 дней мы колесили на серебристом Хендай солярис с самарскими номерами 😀 Машина оказалась шикарной, с кондером и ни разу нас не подвела.

На второй или третий день (уже все смешалось в памяти) мы поехали изучать близлежащие города. Самым близким оказался город Котор или город Кошек. Очень живописный, с крепостью Святого Ивана, которая возвышается на уровне 300 метров. Котор — маленький городок с населением 13k жителей. Есть старая и новая часть. Крепость преодолевали как настоящие пешие туристы. Было достаточно сложно и согласно моему телефону, в этот день я поднялась на 89 этажей или даже больше 🙂 На самой верхней точке видели горных коров и горных кошек. Как там выживают кошки, я без понятия.

С парковками в Которе очень плохо. Мы сразу приглядели платную стояночку единственного крупного торгового центра и не беспокоились, что милые полицейские наложат на нашу машину синюю ленту и выпишут штраф. Как я уже писала выше, расстояния от одного города Черногории до другого настолько малы, что пока полезешь искать на картах где ты сейчас проезжаешь, есть вероятность пропустить какой-нибудь милый городок на берегу Адриатического моря 😄

2017-09-14 09.26.46
Бензин «Соточка»
Виды, которые ждали нас на первых подступах к крепости
Чуть выше и виды еще круче
Самое баксовое место было у 6 месячного Акима. Человек спал всю дорогу 🙂
Горные коровы на высоте почти 280 метров

Иногда мое утро началось с пробежки. Я проверила, бег — это лучший способ исследовать окрестности 🙂 В свою первую пробежку я забрела в настоящий лес. Ну, так как в Черногории равнин вообще нет, то в лес я бежала вверх. Это ой как не легко, особенно когда держись камеру и разговариваешь с камерой, чтобы только не побежать обратно со страху. Поэтому, я могу смело утверждать, что мои ноги проложили немаленький путь в лесистую часть Черногории 🙂

В лес можно попасть даже по такой красивой дорожке

Черногория может понравиться всем, и ленивым, и активным. Но активным, здесь будет особенно вольготно. Например, я просто влюбилась в сап борды. Это такие крутые недосерфы, на которых очень круто уплывать в открытое море в тихую погоду. В ветреную, я бы не советовала плыть на них новичкам, так как есть риск потерять весло 😀

Ценные кадры о наших заплывах

Последующие 3-4-5 дни мы старались изучать окрестности. Там все города расположены вдоль берега. Побывали в г. Доброта, заглядывали в классные кафешечки и устричную «ферму». В устричных ферма нет ничего прикольного.

Где-то в середине нашего путешествия мы познакомились с классной парой из Москвы, с которыми разделили свой однодневный, насыщенный выезд в Албанию 🙂

Всю дорогу ехали и не могли поверить, что мы едем в Албанию!!! Начитались таких кошмаров, про ворованные мерсы, вонь, бункеры и т.д. что были готовы увидеть Албанию такой, какой ее описывают. На самом деле, Албания, а именно город Шкодер, совсем не такой страшный. Чувствовали себя безопасно, никто не предлагал купить мерс за 600 евро 🙂 Уровень жизни заметно ниже, чем в Черногории и Боснии и Герцеговине, но достойных мест для посещения много. Можно до отвала наесться в хорошем ресторане на 25 евро на 3 рта, повсюду продают фрукты, много цыган и попрошаек, много красивых мечетей а-ля Айя-София в Стамбуле. Воняло только у 1 моста 🙂 Мерсов реально очень много. А ещё много автомоек для этих мерсов. В ходу евро и местный лек. 1 евро = 130 лек(ов). Видели реальные дома албанцев, но заходить вглубь не рискнули, орала музыка во весь район и ребятишки-футболисты странно на нас посматривали, а в остальном, Албании зачёт 🙂 Нам понравилось

Ниже видосики от Ивана про Албанию

И еще одна ценная мысль, которая посетила Ивана прямо в трущобах Албании 🙂

Да, Албания оказалась совсем не такой, какой её многие представляют. Там много бешеных велосипедистов, водителей, которые даже включают поворотники при перестроении и рынки, которые возникают из неоткуда прямо на крышах автомобилей и исчезают также молниеносно как появились. Каждая 1,5 машина здесь — Мерседес. Албания — страна контрастов, но она мне показалась даже родной из-за легкой связи с Узбекистаном 😀

2017-09-21 14.43.11
«Если у тебя нет Мерса — ты не добился в этой жизни ничего». Наверное такое жизненное кредо каждого албанца

2017-09-21 14.01.03
Почувствуй себя албанцем
Трусы ннада?!

Вернулась бы я в Албанию снова? А почему бы и нет 🙂

Преимущества маленьких стран в том, что ты, приезжая в одну страну, можешь скопом посетить 10. Так и мы не обделили вниманием Боснию и Герцеговину, которая граничит с Черногорией и находится в 1,5-2 часах езды. Здесь в ходу не евро, а КМ. К примеру, чашка чая стоит 5 км, а тарелка еды — 16 км. Вспоминается эпизод из сериала «Чёрное зеркало», где герой крутил педали, чтобы зарабатывать на жизнь 🙂 К счастью, нам не пришлось гонять километры, КМ — конвертируемая марка. 2 км = 1 евро. Природа здесь отличается от уже родной Церна Горы, но тем не менее так же красива и захватывает дух. Здесь мы побывали в небольшом городке Требине, заглянули в деревенский местный ресторанчик, попали под дождь, видели осла. Я долго гуглила про осла, но нет, увы, осел не является символом страны.

Мой символ Боснии и Герцеговины

Не такая пушистая как Черногория, но какая вдохновляющая

Будь готов расплатиться КМами

Одни рабочие дни сменялись другими вылазками по стране. И так мы в числах 21-22 сентября выделили целый день на прогулку по открытому морю на сапах. Плавали с 8:30 до 3 часов дня. Начали за здравие, а закончили за упокой 😄 С утра погода была отличная, плыть одно удовольствие, а вот после обеда поднялись волны, нас начало сносить и мы потеряли весло, после чего с сапами на горбах пришлось идти до дома около 1-2 км по асфальту, босиком 🙂 Мы делали марш-бросок между 2-х паромов, забрели на 2 малюсеньких острова на одном из которых был закрытый мужской монастырь, а на другой мы почти залезли на берег, полюбоваться на красивую церковь, но нас, голожопых, «культурно» попросили валить снова в море. Мы совсем не подумали, что могли задеть чувства верующих. Все-таки круто быть атеистом.

Сфоткай меня, будто я крутая сапбордистка
плоды изнурительных тренировок не должны остаться незамеченными 😀

Бывало, когда работаешь целый день, а за окном прекрасная погода и ты вот-вот про*решь этот день, мы собирались и ехали в очередной городок, который проезжали или не успели исследовать вдоль и поперек. Так мы забрели в Пераст. До него мы доплывали за 3 часа, а доехали за 40 мин 🙂 Красивый мини-городок вдоль берега. Полностью из камня, с собственным музеем и множеством уютных ресторанчиков. И тут большое количество котов-драчунов с выбитыми глазами и изодранными ушами. Любовь с первого взгляда.

Центр города
Кот, который смотрит на тебя как на ничтожество

Я уже писала, что в крошечной Черногории так много красивых и интересных мест, что можно путешествовать только по Черногории и каждый день посещать новые места. В одной из наших вылазок мы решили поехать в национальный парк-гору Ловчен. Посетили мавзолей Негуша, к которому вела «лестница в небо» из 461 ступеньки. Поднимались на точку в 1,657 м и дышали жгуче-свежим воздухом. Пофоткались, побродили и пустились в обратный путь по серпантину в 26 петель.  От этой вылазки остались очень свежие воспоминания. Облака были настолько близко, что казалось их можно схватить и спрятать в задний карман джинсов 🙂

Почти на 7 небе
Проезжали по заповеднику на авто и останавливались, чтобы сделать фоточки такого рода
Для таких туристов как я, смастерили такую крутую скамейку

Городов в Черногории много, но самым запоминающимся для меня оказался Старый Бар, который встретил нас бесформенной, живой кошкой 🙂 Город с 2500 летней историей, город-руины. Замки/крепости для меня скучноваты, а руины… Тут можно додумывать историю самим 🙂 Очень живописное место. Особенно круто было в разрушенной церкви 13 века. Плюс, классные фоточки получились ☺️

Совсем недалеко от Старого Бара мы нашли древнее оливковое дерево, которому, согласно табличке, было больше 2000 лет. Чтобы посмотреть на это чудо, которое еще умудряется плодоносить, нужно заплатить 1 евро.

СтароБарский котэ
Красота
То самое оливковое дерево

И напоследок решили оставить каньоны. Интересные факты: Каньоны Черногории на 2-ом месте после каньонов Колорадо. Увидела своими глазами чудо света — каньоны Тара и Мороча. Невероятная красота и буйство красок. Посетили 2 национальных парка — Београдскую гору и Дурмитор. В копилке 3 крутых заповедника из 5. Скадарское озеро видела только из окна. Там растут кувшинки и водяные орехи (обязательно погуглите). Сидела рядом с канадцами и слушала невероятно правильное произношение английского языка. Узнала, что на Скадарском озере построен Черногорский Алькатрас для преступников, которые не умеют плавать. Из этой тюрьмы не сбегал никто, даже если бы и сбежал, то персонал, дежуривший в этот день, отсидел бы срок пленника. Видела удивительную ж/д дорогу в горах!!! Это нечто. И прокатилась на zipline протяжённостью 824 м. Думала будет страшно, но на деле все довольно безобидно. Классный день! Удивительная Черногория!

2017-09-30 10.13.47
Каньоны

Вот такие дела, друзья мои. На этот длиннопост я потратила больше 2-х часов. Поэтому самым терпеливым предлагаю посмотреть в довесок короткое видео, заснятое за несколько часов до нашего отъезда в Казань. В это видео вошло то, что я не описала 🙂

Всем спасибо за внимание! Просьбы трудящихся о публикации заметки о Черногории исполнены 🙂